Статья «6 лет? Пора на тренировки!» в газете «Северная Осетия»

6 лет? Пора на тренировки!

Лариса Дзахсорова по профессии преподаватель. Ее основная работа – сурдопедагог в школе-интернате для детей с нарушениями слуха. А после Лариса переодевается в кимоно и превращается в тренера. В первой группе занимаются дети от 6 до 11 лет, во второй – подростки до 14. И с теми, и с другими она справляется так, что иной более продвинутый знаток айкидо позавидовал бы, несмотря на превосходство в поясах и данах.
«Дети очень отличаются от своих более взрослых товарищей. Им трудно выучить сложные термины, еще труднее зафиксировать в сознании четкую ассоциацию названия приема с его выполнением. Поэтому приходится импровизировать, находить какие-то свои аналоги перевода названий приемов и упражнений, – объясняет Лариса Дзахсорова. – Если, например, я говорю: «сейчас будем читать книжку», маленькие ученики сразу понимают, о каком упражнении идет речь – внешне движения очень напоминают процесс раскрывания книги и перелистывания страниц».
Работать с детьми одновременно и просто, и сложно: они старательно выполняют упражнения, внимательно слушают и пытаются точно повторять все, что показывает учитель, но, как только ребенку становится скучно, убедить его в необходимости делать именно такой шаг или именно такой разворот практически невозможно.


«Мы обязательно завершаем тренировку развивающими играми. Ребенок не должен терять интерес к тренировкам. Без его собственного желания каких-либо успехов в изучении этого искусства достичь не получится, – делится наблюдениями Лариса Тамерлановна. – Маленькие дети редко могут сделать осмысленный выбор в пользу того или иного боевого искусства. Их приводят сюда родители, которые сами определяют, чем будет заниматься их ребенок. И наша задача – заинтересовать маленького ученика, помочь ему понять всю красоту и уникальность айкидо, сделать так, чтобы он начал стремиться постигать все новые высоты».

Судя по тому, как увлеченно занимаются шестилетние мальчики и девочки, желание освоить непростые формы у них пока есть. И здесь, наверное, ярче всего проявляется педагогический талант Ларисы Дзахсоровой, которая ни на минуту не дает юным бойцам заскучать или переключиться на что-то постороннее. Внимания тренера хватает каждому: «Не получается? Будем пробовать вместе! Не можешь? Давай попробуем еще раз – смотри на меня». Иногда показать и заставить ребенка повторить гораздо проще, чем объяснить ему суть движения. Хотя заставить – не совсем верное слово. «Детей нельзя заставлять заниматься спортом, тем более боевым искусством, — раскрывает секреты тренерской работы Лариса Дзахсорова. – Толку с этого не будет, а вот стойкое отвращение к любым тренировкам появиться может».
Дети смотрят и охотно пробуют, проводят приемы, аккуратно укладывая друг друга на пол.
Похоже, что с тем же успехом они могли бы осваивать балет, гимнастику, тхэквондо, но именно сейчас закладывается та база, которая впоследствии поможет вырасти им бойцами этого стиля. На вопрос, а не рановато ли изучать искусство, которое называют боевым, хотя бы в силу возможного травматизма, тренер однозначно отвечает «Нет, не рановато». Лариса изучает айкидо более 15 лет, долгое время была помощником тренера, последние два года тренирует самостоятельно и знает, о чем говорит.
Младшие ученики, как наиболее дисциплинированные, травм в процессе тренировок практически не получают. Другое дело – подростки, которым так и хочется показать свое умение, продемонстрировать превосходство, попробовать силу. Там и до вывихов-растяжений недалеко. Дети же, не особо вникая в прикладной аспект философии пассивного костоломства, на первых порах учатся больше концентрации внимания, сосредоточенности, координации движения. Как школьный учитель, Лариса Тамерлановна может оценить всю пользу этого по достоинству: «Занятия айкидо, да и наверное любым другим видом спорта, очень помогают детишкам в школе. Они становятся более организованными, дисциплинированными, внимательными и усидчивыми, благодаря этому быстрее усваивают на уроках информацию, лучше сверстников ориентируются во времени».
Есть еще один немаловажный аспект – занятия в группах очень быстро превращают учеников в маленький сплоченный коллектив, объединенный общими интересами. А так как в айкидо нет принципа соревновательности, отсутствие конкуренции между собой делает детей более доброжелательными, готовыми всегда прийти на помощь, подсказать, показать, объяснить младшему товарищу.
Впрочем, о пользе тренировок дети догадываются и сами. Если не в таких же выражениях, то на интуитивном уровне – точно. Раз втянувшись, большинство становится стойкими сторонниками активных занятий спортом. Бывает и так, что в секцию айкидо переходят из других видов единоборств, бывает – наоборот, уходят в другие виды спорта.
Этим летом в самой младшей группе Федерации айкидо РСО-А занимается всего шесть человек. Все остальные разъехались с родителями по курортам, или просто отдыхают дома, хотя, по мнению тренера, лето – именно то время, когда без ущерба для учебы в школе можно уделить спорту гораздо больше внимания. Традиционно с началом учебного года учеников вновь станет в несколько раз больше, и вновь обязательно придут новые дети. Кто-то останется надолго, кто-то найдет себе другое занятие по душе, но главное, что число стремящихся сделать занятия спортом своим образом жизни, год от года не становится меньше.
Фото автора.

Автор: С. ХУДИЕВ.

Статья «6 лет? Пора на тренировки!» в газете «Северная Осетия» на сайте газеты.