Айкидо было создано несравнимым будока, каким был Морихэй Уэсиба. Он вышел за пределы будзюцу, которое противопоставляет сильного слабому, открыв дорогу развитию личности ежедневной и постоянной шлифовкой ума и тела. Будо, которое соответствует современной эпохе, называется Айкидо.
Увидев в юности поражение своего отца, «побитого тяжелым кулаком» политического противника, он почувствовал необходимость изучать бу-дзюцу. Это событие породило непреклонное желание посвятить себя, всю свою жизнь практике Будо. Морихэй Уэсиба постигал тайные знания традиционных японских школ, таких как Айа-Рю Дзю-дзюцу, Кито-Рю Дзю-дзюцу, Дайто-Рю Дзю-дзюцу, кен Синкаге-Рю, Хозоин-Рю Содзюцу и других.
Можно сказать, что его встреча с Такеда Сокаку в Дайто-Рю была определяющей и открыла ему новый взгляд на Будо. Действительно, практика бу-дзюцу не вела к спасению общества, не могла его удовлетворить, и это заставило Морихэя Уэсиба обратиться к духовной практике.
В 18 лет ему захотелось стать «Великим путешественником», и он уехал в Токио. Через некоторое время он увел оттуда 80 добровольцев на Хоккайдо, «Северную Границу», где 8 лет был их учителем и создал поселение Сиратаки. В то время он мог только слышать о Дэгути Онисабуро, организаторе Омотэ Кё, который мечтал создать рай на монгольской земле.
Смерть отца, который понимал и поддерживал сына, повергала Морихэя Уэсиба в глубокую печаль. Почти одновременная потеря двух сыновей прибавила страданий, и несомненно, что протянутая рука и горячее сердце Преподобного Дэгути оказали ему неоценимую помощь. Глубокая вера, которую он нес в себе с детства, усиленная встречей со своим Учителем, неутомимая практика бу-дзюцу толкнули его на поиски пути, который ведет через Бу к миру на Земле, а Земля — это и есть большой Дом, открытый каждому.
Он вышел за пределы будзюцу, которое противопоставляет сильного слабому, открыв дорогу развитию личности ежедневной и постоянной шлифовкой ума и тела. Будо, которое соответствует современной эпохе, называется Айкидо.
Занятия с Преподобным Дэгути , поездка с ним в Монголию, тюрьма, смертный приговор, помилование в последний момент, опыт войны, граница между жизнью и смертью, — все это прибавилось к его опыту после возвращения в Японию, чтобы создать новое, лучшее Будо, основанное на абсолютной победе.
Однажды, после многолетних трудов и тренировок для достижения этой цели ему был брошен вызов морским офицером, учителем фехтования. Морихэй Уэсиба выступил против него без оружия, но противник не смог даже коснуться его мечом во время поединка. После поединка О-Сенсей напился из колодца и прошел несколько шагов по саду. Внезапно он застыл неподвижно, чувствуя, что земля качается под ним. Дождь из многочисленных золотых лучей падал с неба и поднимался в то же время с земли, трансформируя его тело (Относительно этого эпизода в жизни О-Сенсея мы отсылаем заинтересованного читателя к опытам трансмутаций других мистиков, принадлежащих к разным традициям. Смотрите, например, работы Мирсея Илиаде).
Очищенное тело О-Сенсея вознеслось в пределах Вселенной. Он понял язык птиц, увидел ветер и все явления природы. Тогда он подумал: «Желание слепой победы должно стать Любовью. Источник Будо — божественная любовь и всеобщее сострадание». Он постиг в своем озарении, что настоящее Будо приводит в равновесие созидание и покровительство. На этом основано Айкидо.
В это время граф Ямамото Гомбэй, старейший первый министр, приглашает его вернуться в Токио. Преподобный Дэгути советует откликнуться на это предложение. Морихэй Уэсиба дает в Токио уроки императорскому окружению, главе государства и знатным семьям. Остаток времени он делит между военными школами, залами борьбы университетов и крупных предприятий. Однако, к 1935 году, неудовлетворенный, что Айки будзюцу, его преподавание и развитие отнимают у него слишком много времени, мешают ему самому развиваться лично, О-Сенсей покупает невозделанные земли на Иваме, чтобы там реализовать свою мечту изучения Будо в связи с культурой земли.
Но началась вторая мировая война. Ученики были призваны в армию. Различные направления Будо попали под влияние правительства, которому импонировал конформизм и не удовлетворял независимый дух Будо. И тогда, распределив ответственные посты между учениками (в частности, доверив зал борьбы в Токио своему сыну), он покинул Токио, чтобы посвятить себя творческому труду, создал открытый зал борьбы на Иваме и там постоянно работал над созданием Айкидо.
Благодаря своей активности и несмотря на запрещение американскими оккупационными властями любых форм практики воинских искусств, О-Сенсей не прерывет своей работы над созданием Айкидо, которая по-настоящему смогла возобновиться в Токийском Додзё в 1948 году после снятия запрета.
В 1956 году с его разрешения начинаются публичные показательные выступления. Многочисленные залы открываются в школах, в университетах и на предприятиях. Айкидо постепенно распространяется за пределы Японии.
В 1951 году Учитель Минору Мотидзуки первым представил Айкидо во Франции и в Европе. В следующем году Учитель Абе Тадаси приезжает в Марсель с целью распространения Айкидо в Европе. В то же время Учитель Тохэй Коити преподает Айкидо на Гавайях и в Америке. В 1961 году О-Сенсей в возрасте 78 лет был приглашен на Гавайи по поводу торжественного открытия Додзё Айкикая. Эта поездка явилась началом настоящей интернационализации Айкидо.
В 1956 году Андрэ Ноке, первый француз, приехал работать в Айкикай. В 60-х годах учи деши распространяются по всему миру: Ямада Ёсимицу в США, Сугано Сейти в Австралии, Норо Мазамити и Тамура Нобуёси во Франции, Сиба Казуо в Англии, Канаи Мицунари в США. В то же время Учителя Наказоно Муцухару, Кобаяси Хироказу, Тада Хироси, Асаи Кацуаки, Итимура Тосиказу и другие мастера из Айкикай приезжают в Европу. Большинство из них находится там постоянно.
Интернациональная Федерация Айкидо, созданная в 1975 году, включает 6 континетальных федераций (среди них Северная и Южная Америка) и более 40 национальных федераций. Многие другие страны еще не представлены на интернациональном уровне, хотя многочисленные их представители активно занимаются Айкидо. ФИА (Интернациональная Федерация Айкидо) является сегодня членом АГФИС (Генеральной Ассамблеи Интернациональных Федераций спорта).
Нобуёси Тамура. «Айкидо»
Издательство «Хэда плюс», Киев, 1997
//По материалам статьи О-Сенсей Морихэй Уэсиба с сайта Международной Евро-Азиатской Федерации Айкидо