Особенности тренировочного процесса в Айкидо в современной системе спортивной подготовки

Айкидо — это не исправление других, а исправление своего собственного сознания.

Уэсиба Морихэй

aikido vsport system 1 600x600 - Особенности тренировочного процесса в Айкидо в современной системе спортивной подготовки

Обратимся к истории

Интерес к культуре стран Дальнего Востока привёл за последние сто лет к стремительному распространению боевых искусств Китая, Японии, Индии, Вьетнама и других стран по всему миру. Тысячи энтузиастов практикуют каратэ, дзюдзюцу, айкидо, у-шу, тхеквондо и др. Многие единоборства стали видами спорта и входят в программу Олимпийских игр.

И если в спортивных единоборствах теоретическая работа уже более или менее налажена, то в боевых искусствах, к которым относится айкидо, тренировочный процесс ещё не имеет достаточной научной обоснованности. Этот факт приводит к нехватке профессиональных преподавателей и единых тренировочных методик, которые могли бы успешно решать главную задачу такого вида физической активности – поддержание здоровья человека. Айкидо стремительно завоёвывает мир и вопрос научного подхода к его изучению крайне актуален.

Айкидо, являясь разновидностью японских будо (боевых искусств), представляет собой превосходно сбалансированную систему физического, психического и духовного воспитания личности. Специфическая философия айкидо, граничащая с религией, также представляет огромный интерес для исследователей и заслуживает отдельного изучения.

aikido vsport system 2 600x450 - Особенности тренировочного процесса в Айкидо в современной системе спортивной подготовки

Айкидо создано на основе нескольких школ айкидзюдзюцу, дзюдзюцу, кендзюцу; дословно – путь («до») гармонии («ай») жизненной энергии («ки»). Отличается от других единоборств ярко выраженным оборонительным характером, что делает невозможным проведение соревнований. В этой системе самозащиты акцент делается на психосоматической релаксации, позволяющей сохранять внутреннее равновесие и спокойствие в критических ситуациях и использовать атакующую мощь противника против него самого.

Движения айкидо кажутся лёгкими и изящными, плавными, мягкими, но в действительности они наполнены внутренней мощью, позволяющей мастеру айкидо проявлять силу и скорость в нужный момент. Мощным вращением айкидока вовлекает в свое движение противника, нарушая его равновесие, и при необходимости усугубляет положение болевым воздействием на суставы рук.

Такая техника требует не только хорошей физической подготовки и искусного владения приёмами, но, прежде всего, большой психологической натренированности, позволяющей в совершенстве владеть собой. Пресловутое отсутствие физических нагрузок, о котором часто говорят, не более чем миф (достаточно вспомнить “Адский зал” основателя айкидо Уэсиба Морихэя).

aikido vsport system 3 600x413 - Особенности тренировочного процесса в Айкидо в современной системе спортивной подготовки

Айкидо в современной системе спортивной подготовки

При столкновении с прагматическим мышлением европейских спортсменов-индивидуалистов традиционная методика часто терпит крах, поскольку требует полной перестройки сознания занимающихся на японский лад, а это удается лишь отдельным энтузиастам. Основная же масса занимающихся айкидо чаще всего воспринимает лишь технику, и часто достигает неплохих результатов, однако дальнейший прогресс в техническом плане оказывается практически невозможным из-за отсутствия духовной наполненности отрабатываемых действий.

Другая, не менее важная проблема обучения айкидо — возраст занимающихся. С какого возраста можно начинать тренировки? Какие требования имеет смысл предъявлять к малолетним спортсменам? Какие подходы использовать при обучении детей и подростков, а ведь они составляют весьма значительный процент занимающихся? На эти вопросы до сих пор не получено чётких ответов. Обучение детей либо предполагает слепое копирование схем построения тренировок для взрослых, либо обусловлено субъективно-интуитивным видением каждого отдельного тренера.

Совершенно очевидно, что физическая или двигательная активность является неотъемлемой составляющей физической культуры общества. Многие педагоги, психологи, физиологи, врачи говорят о врождённом характере стремления к движению и о большом значении двигательной активности для человека. Естественное удовлетворение потребности в движении для общего развития и здоровья имеет особенное значение в детском и юношеском возрасте.

aikido vsport system 4 600x450 - Особенности тренировочного процесса в Айкидо в современной системе спортивной подготовки

Айкидо позволяет решить основную задачу физического воспитания, которая заключается в том, чтобы развить врождённую органическую потребность в движении в потребность осознанную. Только целенаправленное и осознанное удовлетворение данной потребности в образовательной, прикладной или рекреативно-реабилитационной деятельности приводит к формированию физической культуры личности. Основываясь на этом, мы можем, достаточно условно, выделить три специфические функции Айкидо.

  • Психофизическая функция, направленная на удовлетворение исторически доказанной психологической потребности людей в экстремальных условиях. Сюда можно отнести также экстремальные виды деятельности – альпинизм, парашютный спорт, сплав по горным рекам и т.п.
  • Развивающая, рекреативно-реабилитационная и оздоровительная функция наравне с туризмом, тайцзицюань, йогой, конным спортом и другими, доступными людям любого возраста и физических способностей.
  • Профессионально-прикладная функция, связанная с приобретением и применением большого числа двигательных умений и навыков, непосредственно использующихся в профессиональной деятельности в армии, правоохранительных и силовых структурах.

Но какую бы функцию Айкидо мы бы не взяли, её реализация превращается в тренировочный процесс, который можно определить как целенаправленный психолого-педагогический процесс, развивающуюся динамическую систему мероприятий направленных на планомерное освоение, закрепление и совершенствование специальных умений и навыков, развитие физических качеств при помощи специальных физических упражнений.

То есть, никакие эзотерические аспекты не должны нарушать применение законов и принципов физиологии, педагогики, психологии и других наук.

Особенности тренировочного процесса в Айкидо

Итак, в чём же будут проявляться особенности тренировочного процесса в Айкидо.

Учитель-Ученик

В первую очередь это наличие системы взаимодействия: субъект тренировочного процесса (тренер, учитель, наставник) – объект тренировочного процесса (атлет, ученик, воспитанник). В современном мире, переполненном информацией, система учитель-ученик остаётся в Айкидо основным способом передачи знаний.

Конечно же, основа этой системы, заложенная ещё в школах воинских искусств древней Японии подразумевала определённые обязательства и одного, и другого участника процесса обучения. И подходя к изучению любого предмета, в том числе и Айкидо, мы понимаем, что без помощи квалифицированного наставника справиться невозможно, и нам, приступая к учению, придётся выкладываться настолько, насколько мы способны, и границы обучения определяются нашими собственными способностями.

И учитель, и ученик должны быть полностью ответственны за принятие решения о совместном пути. И как учитель, так и ученик имеют абсолютную свободу выбора с кем идти по пути Боевых Искусств.

От знаний и способностей тренера зависит конечный результат. Он должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса. Он должен уметь грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия.

Основной целью является достижение результата, который зависит от взаимодействия тренер – атлет, использования перспективных тренировочных методик, труда учёных различных отраслей.

Конечно же, современная тренировочная система значительно отличается от средневековой. Наставник уже не занимается с двумя-тремя адептами, которые живут в его доме и постоянно находятся под непосредственным педагогическим воздействием.

Сейчас мы на два часа в день (в лучшем случае) приходим в додзё, а всё остальное время живём обычной, не самурайской жизнью. Да и на тренировке, как правило, мы не одни. Учителю приходится строить тренировочный процесс так, чтобы было интересно и тем, кто вышел на татами в первый раз и тем, кто уже заслуженно одевает чёрный пояс. И здесь важную роль играет взаимодействие новичков и продвинутых учеников, отношения которых должны строиться на обоюдном, искреннем и глубоком уважении.

aikido vsport system 5 1 600x450 - Особенности тренировочного процесса в Айкидо в современной системе спортивной подготовки

Этапность тренировочного процесса

Следующее, это наличие чёткой последовательности этапов тренировочного процесса:

  1. оценка исходных параметров объекта процесса (физическая подготовленность воспитанника, атлета);
  2. определение промежуточных и конечных целей (рекреация или реабилитация, увеличение физических возможностей, достижение технического мастерства, дальнейшая работа тренером и т.д.);
  3. составление плана тренировочного процесса, подбор адекватных средств и методов тренировки, определение конкретных действий и их рациональное планирование во времени (планирование базовых и семинарских занятий, планомерное развитие физических качеств и т.д.);
  4. оценка и корректировка результатов процесса (участие в аттестационных мероприятиях).

Здоровым стремлением к решению задачи повышения технического мастерства является прохождение экзаменов на получение очередной технической ступени (кю, дан). Причём экзамены на кю должны рассматриваться исключительно как процесс подготовки к первому дану чёрного пояса, который в свою очередь будет промежуточной ступенью к пятому дану, с которого и начинается серьёзная психофизическая трансформация личности в боевых искусствах.

aikido vsport system 6 600x338 - Особенности тренировочного процесса в Айкидо в современной системе спортивной подготовки

Несомненной спецификой тренировочного процесса в Айкидо являются:

Цикличность

  • Макроцикл: структура больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.
  • Мезоцикл: структура этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);
  • Микроцикл: структура отдельного тренировочного занятия или цикла (например, недельного).

Этапность процесса освоения движений

знание – умение – навык – совершенствование.

Специализация педагогических приёмов

  • от простого к сложному;
  • от простого к сложному через более сложное;
  • от медленного к быстрому;
  • от лёгкого к тяжёлому;
  • от статики к динамике;
  • от формы к содержанию.

Последовательность звеньев в системе подготовки

  1. осуществление разработки конечной цели;
  2. в соответствии с поставленной целью, постановка задач, выделение этапов подготовки;
  3. подбор средств и методов для использования в тренировочном процессе, определение их сочетаний;
  4. практическое применение разработанных идей в соответствии с выбранной тренировочной программой, с использованием методов контроля, текущее сопоставление полученных данных с запланированными программой;
  5. подведение итогов, сопоставление полученного результата с поставленной целью в разработанной тренировочной программе;
  6. критический анализ допущенных ошибок, устранение несоответствий поставленным задачам.

Тренировочное задание

И, конечно же, нельзя обойти вниманием наличие такого компонента тренировочного процесса как тренировочное задание. Тренировочное задание является базовым элементом системы подготовки, неотъемлемой частью всего тренировочного процесса, обязательным элементом всех остальных структурных компонентов. От расположения тренировочных заданий, их места и времени реализации, количественного и качественного состава в системе подготовки зависит конечный результат.

Тренировочное задание часто ошибочно сопоставляют с тренировочной нагрузкой. Однако это не так. Тренировочная или физическая нагрузка определяет величину воздействия на организм атлета, а задание, помимо этого, ещё и решает определенные поставленные педагогические задачи.

Тренировочная нагрузка является основным средством гармоничного развития всех физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей. Очевидно, что процесс развития физических качеств, как специально организованный педагогический процесс, является упорядоченным чередованием нагрузки и отдыха.

aikido vsport system 7 600x338 - Особенности тренировочного процесса в Айкидо в современной системе спортивной подготовки

Динамика тренировочных воздействий

Динамика тренировочных воздействий существенно влияет на степень напряженности адаптационных механизмов, определяя тем самым “цену адаптации”. При этом эффективность тренировочного процесса в решающей мере будет зависеть от соответствия ритмо-динамической структуры тренировочных воздействий закономерным изменениям состояния организма под влиянием эндогенных ритмов и условий внешней среды.

К особенностям этих воздействий можно отнести следующие:

  • изменение ведущего механизма энергообеспечения нагрузки: анаэробный, аэробный, аэробно-анаэробный, анаэробно-гликолитические, анаэробно-алактатные, анаболические.
  • изменение условий окружающей среды: смена времён года, суточные и сезонные колебания уровня освещённости, температуры и влажности воздуха, гравитации, геомагнитного поля и др., высота места тренировок над уровнем моря.
  • изменение характера отдыха: пассивный и активный;
  • изменение интервалов отдыха.

Специфика тренировочного воздействия

Тренер также должен точно знать специфику тренировочного воздействия в зависимости от пола спортсмена и его адаптационных возможностей и функционального (исходного) состояния.

Отдых способствует восстановлению работоспособности до исходного уровня, а в некоторых случаях он способствует повышению функциональных способностей организма. Поэтому необходимо иметь представление о некоторых особенностях тренировочной нагрузки:

  • неравномерность восстановительных процессов: за первую треть всего времени отдыха восстанавливается примерно 65% работоспособности, за вторую – 30%, за третью – 5%;
  • гетерохронность (разновременность) восстановительных процессов: проявляется в неодинаковом времени возвращения различных функциональных систем (вегето-сосудистой, координационной, психической) к исходному уровню;
  • фазность тренировочной нагрузки: 1-я фаза – собственно нагрузка, 2-я фаза – понижение работоспособности, 3-я фаза – возвращение работоспособности к исходному уровню, 4-я фаза – превышение работоспособности над исходным уровнем (суперкомпенсация).

Тенденция постепенного и в то же время достаточно стремительного увеличения тренировочных нагрузок наиболее естественно воплощается в их волнообразной динамике. Волнообразные колебания свойственны как динамике объёма, так и динамике интенсивности нагрузок, причём максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не совпадают.

aikido vsport system 9 600x450 - Особенности тренировочного процесса в Айкидо в современной системе спортивной подготовки

Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определённых этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме атлета.

Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии – она приобретает волнообразный характер. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.

Заключение

Таким образом, сочетая различные виды нагрузки с интервалами отдыха, тренер-преподаватель решает конкретные задачи развития и совершенствования определённых физических качеств. Всегда необходимо учитывать, что сила (величина) воздействия какого-либо фактора (например, тренировочная нагрузка) определяется сугубо индивидуальной реакцией на него каждого ученика, зависящей не только от характеристик действующего фактора, но и от адаптационных возможностей спортсмена и его функционального (исходного) состояния. Иными словами, одна и та же доза (сила) воздействия даже для одного индивидуума (в зависимости от его состояний в разные периоды времени) может оказаться слабой по силе, средней или чрезмерной. Поэтому управление тренировочным процессом должно осуществляться на основе постоянной оценки (диагноза) состояния конкретного спортсмена и его возможностей с целью применения адекватной этому диагнозу тренировочной нагрузки. То есть любая система подготовки должна подгоняться под определённого ученика с учётом его состояния (текущего уровня работоспособности) на момент тренировки и его индивидуальных особенностей.

Исходя из этого, даже самый прекрасный тренировочный план не должен становиться догмой.

Савин Вячеслав Евгеньевич

Президент и технический директор Северо-Осетинской региональной общественной организации «Федерация Айкидо», 6 дан айкидзюдзюцу, 5 дан айкидо.

aikido vsport system 8 600x400 - Особенности тренировочного процесса в Айкидо в современной системе спортивной подготовки
Рейтинг
( 11 оценок, среднее 4.36 из 5 )
Федерация Айкидо Северной Осетии основана в 1995