Современное айкидо сложное и многогранное боевое искусство. Программа обучения почти во всех школах включает обширный арсенал бросковой техники, болевых контролей, замков, ударов, а также владение деревянным мечом (боккен), тростью (дзе) и ножом (танто). В некоторых клубах практикуют тренировки с более экзотическими видами оружия: шест (бо), меч с длинной рукоятью (нагината), короткая палка (танбо) и др. Почти все, кто занимается айкидо рано или поздно приходят к тренировкам с настоящим самурайским мечом катаной.
С исторической точки зрения айкидо является одним из самых древних боевых искусств Японии, наряду с сумо, сохранившим почти без изменений технический арсенал, применяемый воинами-самураями еще в 11- м, 12-м веках.
Чтобы проследить развитие и формирование айкидо, как боевого искусства, необходимо взглянуть на жизненный путь создателя этого будо Уэсиба Морихеи.
В молодости Морихеи начал изучать дзю-дзюцу школы «Кито» под руководством мастера Тодзава Токусабуро. Арсенал школы состоял в основном из бросковой техники, проводимой в плотном контакте с противником. Броски выполнялись максимально жестко, на предельной амплитуде, вследствие чего ученики уделяли большое внимание всевозможным страховкам. Для таких тренировок требовалась достаточно хорошая физическая подготовка. Кито-рю, кстати, стала основой для такого всемирно известного спортивно-боевого единоборства, как дзю-до.
В дальнейшем Уэсиба изучает технику сокрушительных ударов школы дзю-дзюцу «Тенсин синъе», технику классического кендзюцу школы «Тенсин шоден Катори синто» и Ягю-Сингаке-рю, а также уделяет много времени фехтованию копьем школы храма Ходзоин. Именно техники владения копьем Морихеи переработал для винтовки с примкнутым штыком в ближнем бою и опробовал сначала в Манчжурии, а в дальнейшем в сражениях русско-японской войны, в которых он участвовал добровольцем. Недаром он был назван «королем солдат».
В 1912 году Уэсиба, уже зрелый мастер, переезжает на Хоккайдо и встречается там с Великим Мастером Такеда Сокаку Минамото-Масаеси, хранителем традиций и секретов школы «Дайто-рю айкидзюцу». Несмотря на то, что обучение у Такеды было крайне дорого (за каждую новую технику ученик выкладывал 150 йен, месячное жалование офицера), Морихеи семь лет оставался его учеником и помощником. В 1916, в возрасте 33 лет, Уэсиба Морихэи получил от Учителя Такеды свидетельство на преподавание Дайто-рю айкидзюцу такеда-рю, ставшего основой для создания айкидо.
Айки-дзюцу сформировалось в конце 11 века и является современником дзю-дзюцу, хотя и имеет три принципиальных отличия от него. Во-первых, это чисто японское воинское искусство; во-вторых, приемы айки-дзюцу основаны на фехтовании самурйским мечом-катаной; в-третьих, методы айки-дзюцу базируются на принципах овладения и регулирования внутренней энергии Ки. Поэтому в Японии айки-дзюцу считалось более высокой формой искусства и культивировалось воинской знатью феодальной Японии.
В соответствии с традицией термин «айки» означал воздействие сильного духом человека на слабого духом с целью обездвиживания, что соответствует основопологающему принципу айки-дзюцу: уберечь себя от ударов и удержать противника от их нанесения. Термин «айки» (подобно «дзю») обозначает также способ использования тела в качестве оружия боя, способ успешного применения практически любой техники против противника. Центральной же идеей «айки» является использование индивидуальной внутренней энергии (Ки) в гармонии (Ай) с различными условиями и обстоятельствами боя, то есть со стратегией оппонента, его оружием, личностью и т.д. Согласуя собственную стратегию со стратегией оппонента, можно достичь полного контроля, как над ним, так и над исходом боя. Именно это позволяет добиться победы над противником, что и является главной целью боя.
Создателем Дайто-рю айки-дзюцу традиция называет Минамото-но Ешимицу (1056-1127гг.). Вместе со старшим братом Есииэ он разработал систему боя на основе исследования строения костей и функционирования тела человека. Старший сын Ешимицу, Есикие, основавший в провинции Кай семью Такеда, начал развивать семейное боевое искусство, усовершенствовав болевые приемы и техники бросков. Так Дайто-рю айки-дзюцу стало называться такеда-рю айки-дзюцу. После разгрома клана Такеда в конце 16-го столетия, Такеда Куницугу переселился к родственникам в провинцию Айдзу и передал свои знания верхушке клана самураев Айдзу. В этот период происходит обогащение арсенала школы приемами ерои-кумиучи (борьба в доспехах), и коши-но мавари (рукопашный бой пешего самурая). Такой синтез стал называться Айдзу тодомэ. Первая школа Айдзу, сохранившая название Дайто-рю, была основана Гото Тамаэмоном-Тадаеси во второй половине 17-го века. Полтора столетия спустя Такеда Такуми-но-ками дзоэмон вернул школе название такеда-рю. Во второй половине 19-го века глава клана Айдзу князь Сайго Таномо-Тикамаса в рамках созданной им школы осикиучи-рю собирает технику школ, носящих названия «дайто-рю» и «такеда-рю». Свое искусство князь передал уже упомянутому Такеда Сокаку, который и вернул своей школе название «Дайто-рю айкидзюцу». Именно этот великий мастер рассекретил искусство «айки», сохранив его тем самым для потомков, в то время как другие школы айкидзюцу, тайно практиковавшиеся в клановых школах, бесследно исчезли.
Уэсиба Морихеи начинает преподавать дайто-рю айкидзюцу и в 1936 открывает собственную школу в Токио. Название своего стиля он неоднократно менял, начав с «айки-будо Уэсиба-рю» и закончив «Айкидо». В 1941 году официальный союз японских боевых искусств Бутоку-кай признал «айки-будо Уэсиба-рю» самостоятельной школой. В 1942 году Уэсиба переезжает из Токио в деревню Ивама. Именно там было дано окончательное название стиля – «Айкидо». В этот период Учитель и его учидэси начинают практиковать технику Кен-дзюцу храма Касима Синден, отличающуюся от жестких и прямолинейных техник Катори Синто-рю плавными круговыми перемещениями и отсутствием жестких парирований мечом. К 1945 году формируется арсенал учебного оружия Айкидо. В него вошли деревянный меч-боккен, посох-дзе и нож-танто.
В наше время существует несколько школ Айкидо. Официальной считается Айки-кай в Токио в Хомбу Додзе, руководит которой внук О-Сэнсея Уэсиба Моритэру. Другие школы были созданы в разное время учениками Морихеи. Есейкан айкидо мастера Мочидзуки Минору, оцуки-рю айкидо мастера Оцуки Хиронори, томики-рю мастера Томики Кендзи, ивама-рю айкидо мастера Сайто Морихиро и др. Несколько особняком стоит айкидо Ешинкан-рю – «школа храма воспитания Духа», созданная в 1955 году учеником Уэсибы Сиодо Годзой.
Изначально Сиода изучал кендо и дзюдо в школе своего отца «Ешинкан». В 1932 году он встретился с Уэсиба Морихеем, который преподавал в то время дайто-рю айкидзюцу. Дзюдо оказалось настолько неэффективным по сравнению с айкидзюцу, что 17-летний Годзо остался у Уэсибы и в течение многих лет был его учеником и помощником. После войны в айкидо стали превалировать методы духовной и психофизической тренировки, Сиода же начал развивать свое направление, сохранившее исключительно прикладное применение техник айки-дзюцу.
О теории и практике Айкидо написано много книг и пособий и все же детальное научное изучение этой школы еще впереди, поскольку «ее теория глубока, а количество техник безгранично»
Уэсиба Киссемару